Что такое кбм в осаго и как происходит его расчёт? 3 способа проверки коэффициента

Каждый автомобилист в нашей стране прекрасно знает о том, что он обязан оформить страховой полис ОСАГО. При этом нельзя забывать о доступных привилегиях, которые может давать эта страховка.

Что такое КБМ в ОСАГО и как происходит его расчёт? 3 способа проверки коэффициента

Здесь речь идёт о КБМ или коэффициенте бонус-малус. Среди автовладельцев его принято называть просто скидкой за безаварийную езду. Так становится куда более понятной суть и особенности этого коэффициента.

Этот показатель непосредственно влияет на стоимость оформления ОСАГО. Закон об использовании коэффициента был принят достаточно давно. При выполнении расчётов актуальной стоимости страховки КБМ начали применять с 2013 года.

Важно отметить, что КБМ делят на повышающие и специальные понижающие. Первый вариант актуален для тех, кто часто падает в аварии и участвует в ДТП. А понижающий применяется в отношении тех водителей, кто ездит безаварийно. Обязательным условием является сохранение КБМ при продлении страховки и при переходе на обслуживание у другого страховщика.

Что это такое и зачем необходимо

Понимая, что это за коэффициент КБМ в ОСАГО, можно рассчитывать на определённую скидку при оформлении страховки. Принятый закон относительно скидки на ОСАГО за безаварийную езду во многом пошёл на пользу автомобилистам.

Тут стоит отметить, что речь идёт о стимуляции более аккуратного вождения. Да, не для всех эта скидка является принципиальной. Но сам факт существования повышающего и понижающего коэффициента даёт свои плоды.

При первом обращении в свою действующую страховую организацию будет не лишним проконсультироваться со специалистом касательно такое, что такое этот коэффициент бонуса-малуса в обязательной страховке ОСАГО, и какие привилегии реально можно получить по страховке. Начать следует с того, где он применяется.

Используется КБМ, когда водитель заключает договор или же вносит какие-то изменения в уже действующий контракт по ОСАГО. Срок действия коэффициента составляет 1 год. И тут важно не перепутать действие самого полиса с периодом использования автомобиля. Длительность нахождения за рулём никак не воздействует на изменение КБМ.

Водители и непосредственный собственник автотранспортного средства могут рассчитывать на получение скидки, если к началу действия нового соглашения срок прошлого безаварийного страхового полиса уже закончился.

Если же водителя не вписали в ОСАГО в течение полного года, либо он управлял машиной с полисом, не имеющим ограничений, не выступая при этом собственником, тогда коэффициент приравнивают к 1.

Все скидки и выплаты, которые были накоплены за ДТП по его вине, сгорят.

Отметим, что все автомобили подлежат обязательному автострахованию ОСАГО. При этом на льготы за безаварийную езду могут рассчитывать не все. Коэффициент не будет применяться, если это транзитная страховка либо полис оформляется на ТС с иностранной регистрацией.

Виды

Чтобы лучше понять, что такое КБМ в ОСАГО, нужно рассмотреть отдельно каждый существующий класс коэффициента. Он бывает:

  • начальным;
  • расчётным;
  • собственника;
  • водителя.

У каждого из них есть свои нюансы, о которых следует знать.

  • под расчётным коэффициентом понимают итоговый КБМ, который используется при расчёте итоговой бонусной премии согласно действующему договору о полисе ОСАГО;
  • начальным является коэффициент, определённый для водителя или владельца к моменту подписания предыдущего договора о страховании. Начальные КБМ нужны страховщику, чтобы определить коэффициент для заключения нового страхового договора, опираясь на специальные таблицы;
  • собственника. Речь идёт о непосредственном страхуемом владельце ТС. Это коэффициент, который определяется для собственника. Используется, если нужно рассчитать стоимость неограниченного типа ОСАГО. Этот КБМ может стать КБМ непосредственно просто водителя. При этом обратный переход невозможен;
  • водителя. Здесь бонус определяется отдельно для каждого указанного водителя, который допускается к управлению. Его используют, когда нужно рассчитать цену на последующий полис ОСАГО с ограниченным перечнем людей, допущенных к вождению этим ТС.

Но этой информации всё равно может оказаться недостаточно, чтобы разобраться в нюансах расчёте специального коэффициента.

Расчёт КБМ

Не секрет, что каждый рассчитывает на максимальную скидку по ОСАГО за безаварийную езду. Но насколько это в действительности возможно, зависит от самого водителя.

  • Нужно разобраться в том, как считают КБМ по ОСАГО и что при этом используется.
  • Что такое КБМ в ОСАГО и как происходит его расчёт? 3 способа проверки коэффициента
  • Для расчёта скидки КБМ ОСАГО используется специальная таблица на основе данных об аварийности в предыдущем договоре в ситуациях, если:
  • к моменту начала действия нового соглашения предыдущий контракт уже утратил свою силу. То есть истекли сроки, либо же стороны досрочно расторгли договор;
  • с даты, когда закончилось действие прошлого полиса, прошло не больше года.

Самими сведениями о степени аварийности является количество выплат по прошлой страховке, если виновником оказался собственник или водитель. А также сюда относятся бонусы, полученные при заключении между сторонами последнего завершившегося соглашения ОСАГО.

Много вопросов возникает касательно того, какой максимальный возможный КБМ по ОСАГО. В настоящее время он составляет 0,5, что соответствует 13 классу.

Следует понять, как определяется КБМ по ОСАГО и что требуется знать для определения. Бонус будет определяться в зависимости от того, о каком типе коэффициента идёт речь.

Расчёт КБМ для водителя

Здесь мы говорим об ограниченной вариации страховки. Согласно договору о страховании, здесь есть ограничения по количество лиц, которым разрешается управлять автотранспортным средством.

  • при расчёте цены полиса берут водителя с худшим коэффициентом. У каждого водителя в базе автостраховщиков есть свой бонус-малус. На остальных худший коэффициент влиять не будет;
  • скидка выдаётся человеку, а не автотранспортному средству. Потому если машина будет заменена, коэффициент всё равно останется;
  • повышающий специальный коэффициент может применяться через год лишь в отношении того водителя, который оказался виновником аварии.

У расчёта такого бонуса-малуса есть свои нюансы. Потому следует заранее уточнить, от чего зависит КБМ по договору ОСАГО.

  1. Определяют коэффициент, который присвоили водителю при заключении им последнего завершившего своё действие страхового полиса. Учитываются лишь те соглашения, где водитель выступал как лицо с допуском к управлению. Либо же собственником ТС. Если есть несколько соглашений, которые одновременно закончились, тогда расчёт основывается на худшем значении коэффициента.
  2. Считается количество выплат, которые были проведены за ДТП, где виновником выступал водитель.
  3. Для правильного определения уже нового коэффициента используются соответствующие таблицы расчёта.

Это позволит понять, сколько именно составит коэффициент бонус-малус для самого водителя.

Собственники и КБМ

Это уже неограниченный тип страхования ОСАГО. Если в договоре нет конкретного перечня людей, которые допускаются к управлению автомобилем, тогда:

  • коэффициент будут присваивать только непосредственному владельцу;
  • определять скидку будут на основании последнего закончившегося соглашения страхования;
  • учитывается предыдущий договор, не имеющий ограничений;
  • обязательным условием является то, что владелец и ТС по новому и старому договору совпадают.

Для такой ситуации используется несколько иной алгоритм расчёта.

Тут всё проводится следующим образом:

  • страховщик определяет последний договор по ОСАГО, где владелец и ТС совпадали с владельцем и автомобилем по новому соглашению;
  • определяют количество выплат по страховке, где виновником ДТП был собственник или же водитель, который управлял своей машиной по неограниченному типу страхового полиса;
  • новые коэффициенты рассчитывают исходя из таблиц.

Что такое КБМ в ОСАГО и как происходит его расчёт? 3 способа проверки коэффициента

В действительности самого клиента страховой компании не сильно интересует, как именно представитель организации выполняет расчёты. Но лучше иметь определённые знания на этот счёт, чтобы исключить вероятность обмана или некорректного вычисления полагающейся скидки при оформлении нового договора страхования автогражданской ответственности.

Использование таблиц

Существуют специальные таблицы, по которым и осуществляется основной расчёт. В них идёт зависимость текущего коэффициента от количества дорожно-транспортных происшествий, которые произошли по вашей вине.

Пользоваться расчётными таблицами достаточно просто. Для этого необходимо:

  1. Опираясь на крайний левый столбец со значениями, выбрать тот КБМ, который актуален для вас по договору ОСАГО в настоящий момент.
  2. В верхней строке таблицы выбирается количество ДТП, где вы оказались виновником.
  3. Значение в той ячейке, где две линии пересекаются, и будет тем самым коэффициентом, с помощью которого рассчитают цену на новый полис.

Максимально водитель или владелец транспортного средства могут получить понижающий тип коэффициента бонуса-малуса, который равняется 0,5 и соответствует 13 классу. На практике это означает получение 50% скидки от стоимости страхового полиса. Применяется бонус в отношении тех водителей, которые могут похвастаться 10 годами безаварийной езды.

Важно сделать одно уточнение. Влияние на коэффициент оказывает не просто количество совершённых по вашей на авто вине аварий и дорожно-транспортных происшествий. Здесь основополагающим является фактор количества выплат по страховке, которые осуществила ваша страховая компания по указанным ДТП.

Говоря иначе, если случилось ДТП, но спорные вопросы удалось разрешить без вмешательства страховой, это дорожно-транспортное происшествие в учёт при расчётах не берётся.

Узнаём и проверяем коэффициент

Логично предположить, что каждый автомобилист, оформляющий полис ОСАГО, захочет узнать, какая именно скидка ему положена. А потому следует понять, как это проверяется.

Постепенно КБМ может меняться. И это напрямую зависит от того, насколько безаварийной является эксплуатация транспортного средства. Как сильно поменяется коэффициент на скидку по ОСАГО, вопрос достаточно актуальный.

Одним из вариантов для проверки имеющегося коэффициента бонуса-малуса является обращение в свою страховую компанию. Представитель страховщика сможет ответить на все ваши вопросы относительно возможной скидки.

Но можно обойтись и без обращения в страховую. Для этого существует официальный сайт союза автостраховщиков. На нём доступна вся необходимая информация для собственников и указанных в документации водителей транспортных средств.

Где прописывает

Есть ещё один вариант, как узнать свой действующий коэффициент КБМ ОСАГО. Для этого не обязательно заходить на официальный сайт автостраховщиков или обращаться непосредственно в свою страховую компанию.

Порой достаточно заглянуть в нынешний страховой полис. Довольно часто значение коэффициента указывается в документе. Хотя важно заметить, что в действующем законодательстве нет такого требования, согласно которому автостраховая компания обязана записывать в бланк коэффициент для расчёта действующего бонуса за активную безаварийную езду.

Это уже зависит непосредственно от внутренних приказов и распоряжений руководства страховой компании. Некоторые из них действительно требуют, чтобы агенты вписывали используемые коэффициенты.

Причём обычно это делается напротив фамилий всех допущенных к управлению автотранспортным средством водителей, если речь идёт об ограниченном типе страхового полиса ОСАГО.

Если это страховка для автотранспортного средства с неограниченным количеством допущенных к управлению лиц, тогда информацию вносят в графу с особыми отметками.

Итоговый коэффициент или скидка, как и КБМ собственника и водителя, агент обязан указан в заявлении на оказание страховых услуг. Это заявление стороны заполняют, когда заключают договор или продлевают предыдущее соглашение ОСАГО.

Пропал КБМ

Довольно часто автомобилисты интересуются, как им восстановить КБМ по ОСАГО, если он пропал. Такие ситуации наблюдаются у тех водителей, которые отличались безаварийной ездой за последние несколько лет, но в какой-то момент вдруг коэффициент стал равен единице.

Также собственников автотранспорта и водителей интересует, как вернуть справедливый КБМ по полису ОСАГО, если значения при расчёте в страховой компании отличаются от тех, которые указаны на официальном сайте Союза автостраховщиков.

Читайте также:  2 варианта регулировки зазоров клапанов двигателя автомобиля

Возврат бонуса за безаварийную езду по ОСАГО возможен путём обращения с соответствующим заявлением. Обращение с требованием восстановить коэффициент за безаварийную эксплуатацию своего транспортного средства можно направить своей страховой компании, либо же обратиться напрямую в союз автостраховщиков.

Сохранение коэффициента при ДТП

Безаварийным управлением транспортного средства могут похвастаться далеко не все. Но многих огорчает, когда после длительного периода езды безо всяких проблем водитель вдруг оказывается участником дорожно-транспортного происшествия. Это потенциально грозит потерей существенной скидки. Потому возникает вопрос, каким образом можно сохранить КБМ, даже если случилась авария.

Что такое КБМ в ОСАГО и как происходит его расчёт? 3 способа проверки коэффициента

На самом деле это возможно. Тут всё зависит от конкретных обстоятельств. На сохранение скидки можно рассчитывать, если:

  1. Пострадавшая сторона получила компенсацию за счёт виновной стороны. При этом ни одна из сторон не обращалась в страховую компанию по причине аварии.
  2. Пострадавшая сторона не стала обращаться в страховую, чтобы получить компенсацию в связи с наступлением страхового случая.

Разумеется, когда вы сами становитесь жертвой в дорожно-транспортном происшествии, то есть факт вашей вины отсутствует, никакого влияния на скидку эта ситуация не оказывает. Она останется неизменной.

КБМ действительно даёт автомобилистам некоторые преимущества. Это возможность неплохо сэкономить на приобретении нового страхового полиса или при перезаключении предыдущего соглашения.

Плюс скидка действует как стимулятор для безаварийного вождения. Водители тогда более заинтересованы в том, чтобы не попадать в ДТП. А для этого требуется соблюдать ПДД, строго следовать всем знакам и не нарушать скоростной режим.

Насколько в действительности вероятность получить или лишиться скидки влияет на манеру управления транспортным средством, сказать сложно. Но в этой бонусной системе явно больше преимуществ, нежели недостатков. Никто не будет против того, чтобы за свою привычку аккуратно водить машину каждый год не переплачивать за новый полис ОСАГО, а платить до половины его полной стоимости.

Источник: https://drivertip.ru/uslugi/koeffitsient-kbm-v-osago-kak-uznat.html

Всё про коэффициент бонус-малус (КБМ)

Что такое КБМ в ОСАГО и как происходит его расчёт? 3 способа проверки коэффициента

При расчете стоимости полиса ОСАГО используется ряд параметров (в том числе и коэффициент бонус-малус), увеличивающих или уменьшающих его цену. Итоговая сумма страховки вычисляется путем последовательного умножения базовой ставки на каждый из них. Такой метод позволяет страховщику сбалансировать стоимость полиса со степенью риска в каждом конкретном случае.

Важной составляющей формулы расчета является коэффициент бонус-малус (КБМ). Он может принимать значения от 0,5 до 2,45 и оказывает большое влияние на итоговый результат. Если минимальное значение КБМ наполовину снижает сумму страховки, то максимальное – увеличивает ее почти в два с половиной раза.

Этот принцип расчета заложен в основе и нашего онлайн-калькулятора ОСАГО.

Кбм – что это такое и зачем он нужен?

Что такое КБМ в ОСАГО и как происходит его расчёт? 3 способа проверки коэффициента

Чтобы оценить риски возникновения будущих расходов, страховые компании учитывают не только региональную принадлежность и технические характеристики авто, но и навыки управления ТС конкретного водителя.

Страховщики напрямую заинтересованы в привлечении аккуратных водителей, которые не попадают в ДТП. А если и попадают, то очень редко и не по своей вине. Такие клиенты приносят компании прибыль, а она, в свою очередь, стимулирует подобный стиль вождения понижением значения КБМ.

За каждый год безубыточного вождения страхователю начисляется 5% скидки, пока общий размер дисконта не достигнет максимального значения в 50%, что соответствует значению КБМ = 0,5. И наоборот, если водитель обращался за возмещением ущерба, то коэффициент бонус-малус повышается, увеличивая стоимость очередной страховки.

Как рассчитывается коэффициент бонус-малус?

Удобнее всего определять коэффициент бонус-малус, пользуясь специальной таблицей.

Класс КБМ Количество страховых случаев (обращений за выплатой ущерба), произошедших в период действия договора ОСАГО
1 2 3 4
Класс, который будет присвоен
M 2,45 M M M M
2,3 1 M M M M
1 1,55 2 M M M M
2 1,4 3 1 M M M
3 1 4 1 M M M
4 0,95 5 2 1 M M
5 0,9 6 3 1 M M
6 0,85 7 4 2 M M
7 0,8 8 4 2 M M
8 0,75 9 5 2 M M
9 0,7 10 5 2 1 M
10 0,65 11 6 3 1 M
11 0,6 12 6 3 1 M
12 0,55 13 6 3 1 M
13 0,5 13 7 3 1 M

Если договор страхования заключается впервые, то водитель автоматически получает начальный 3 класс (КБМ = 1).

  1. Первый столбец содержит информацию о классе, присвоенном водителю на момент оформления действующего полиса ОСАГО.
  2. Во втором столбце указывается КБМ, соответствующий присвоенному классу.
  3. Оставшаяся часть таблицы содержит классы, которые будут присвоены в зависимости от количества страховых случаев в текущем году. КБМ изменится согласно таблице в момент заключения очередного договора ОСАГО.

Таблица скидок очень проста в использовании. Для расчета коэффициента бонус-малус достаточно знать исходное значение класса и количество страховых случаев, имевших место в период действия последнего договора ОСАГО. Исходный класс можно узнать в своей страховой компании или самостоятельно одним из указанных ниже способов проверки КБМ.

Где проверять коэффициент бонус-малус?

Практически все страховые компании на своих веб-ресурсах предоставляют возможность узнать КБМ онлайн. Кроме этого, в сети можно найти отдельные сервисы проверки текущего значения коэффициента, не связанные с определенным страховщиком.

Все проверяющие коэффициент бонус-малус сайты обращаются к базе данных Российского союза автостраховщиков (РСА). Любой желающий также может воспользоваться онлайн-сервисом РСА и получить информацию напрямую без посредников.

Как проверить КБМ водителя по базе РСА онлайн?

Процедура определения коэффициента на сайте РСА интуитивно понятна и не вызывает особых проблем. Из документов потребуются только водительские удостоверения допущенных к управлению граждан РФ и действующий договор ОСАГО. Проверка проводится в отношении каждого из водителей по следующему алгоритму:

  1. В поле «Собственник транспортного средства» нужно отметить «физическое лицо».
  2. В следующем разделе необходимо указать системе на наличие ограничения по количеству допущенных к управлению лиц, нажав кнопку «с ограничением».
  3. Далее вводится требуемая информация из водительского удостоверения: ФИО, дата рождения, серия и номер документа. Если какие-либо из указанных сведений менялись (права, фамилия и т. д.), то система может неправильно определить КБМ. Попробуйте повторить проверку, используя прежние данные.
  4. В поле «Дата начала действия договора / добавления водителя в договор» нужно внести предполагаемую дату, с которой начнет действовать новый страховой полис.
  5. В заключение вводится проверочный код (капча) и запрос отправляется на сервер.

В качестве ответа должна появиться таблица с информацией о последней страховке и коэффициент бонус-малус, использованный при расчете страховой премии агента. Также система выдает сведения о количестве страховых случаев и значение нового КБМ.

Полученный результат вы можете проверить по таблице скидок, приведенной выше.

Для этого берем исходный коэффициент бонус-малус, на основе которого рассчитывалась стоимость последнего полиса ОСАГО, и определяем новое значение класса в зависимости от количества страховых случаев.

После этого находим его в первом столбце таблицы, а соответствующее ему значение КБМ (во втором столбце) и есть искомый коэффициент для расчета следующей страховой премии. В идеале он должен совпадать с результатами на сайте РСА.

При планировании будущих расходов на страхование ОСАГО нужно учитывать, что для расчета стоимости полиса берется максимальное из всех значений КБМ допущенных к управлению лиц.

Особенности расчета КБМ при неограниченной страховке

Как узнать значение коэффициента бонус-малус для страховки без ограничений, если КБМ водителей заранее неизвестен? В таких случаях размер скидки определяется по собственнику автомобиля.

Все расчеты проводятся аналогично. Единственное отличие в том, что КБМ закрепляется за конкретным транспортным средством. То есть новый автомобиль того же собственника полностью обнуляет накопленный бонус и получает первоначальный показатель 3 класса.

Как восстановить КБМ по ОСАГО в базе РСА

Что такое КБМ в ОСАГО и как происходит его расчёт? 3 способа проверки коэффициента

Бывают случаи, когда сервис проверки КБМ выдает неверную информацию об отсутствии скидки или рассчитывает ее некорректно. При таком положении дел есть все шансы, что страховая компания в момент заключения договора получит такую же информацию и стоимость полиса ОСАГО будет необоснованно завышена. В этом случае лучше не ждать подобного развития событий и своевременно принять меры по исправлению ситуации.

Как восстановить КБМ по ОСАГО? На сегодня известны несколько способов. Рекомендуем последовательно использовать каждый из них до достижения положительного результата.

1. Интернет-сервисы

В сети есть множество платных и бесплатных ресурсов, предлагающих услуги по восстановлению КБМ. Мы не знаем, насколько надежен данный способ, но на подобных сайтах автолюбителям обещают быстрое решение проблемы, поэтому он и указан в списке первым. Аналогичные сервисы есть на сайтах некоторых страховых компаний. Возможно, они будут надежнее, чем страницы неизвестных интернет-ресурсов.

2. Письмо в страховую компанию

Если договор ОСАГО с завышенным КБМ уже заключен, можно написать заявление страховщику. Компания должна провести проверку и сделать перерасчет. Для этого нужно выполнить следующие действия:

  • Подготовить 2 экземпляра заявления на имя руководителя страховой компании с просьбой изменить значение коэффициента в текущей страховке. Основанием для внесения изменений может стать предыдущий полис ОСАГО либо справка от прежнего страховщика об отсутствии выплат по ущербу.
  • Приложить к заявлению копии документов-оснований и отнести страховщику. Один экземпляр остается у секретаря, а другой возвращается заявителю с пометкой о приеме (входящий номер, дата, подпись). Если страховая отказывается принимать документы, оправьте их ценным письмом с описью и уведомлением.

Срок рассмотрения обращения – не более 10 дней. Если по истечении этого времени при повторной проверке значение КБМ не изменится, звоните в страховую компанию. Убедившись в том, что страховщик не намерен принимать меры по исправлению ситуации, можно переходить к следующему шагу.

3. Жалоба в РСА

Обращение в Российский союз автостраховщиков рекомендовано не только при отказе страховой компании вносить изменения в действующий коэффициент бонус-малус, но и в случае ликвидации страховщика, когда писать заявление просто некуда. Рассмотрим подробнее, как восстановить КБМ по ОСАГО в РСА:

  • Жалобу можно отправить двумя способами: онлайн и почтовым отправлением. Для восстановления КБМ онлайн достаточно перейти на страницу обращений в РСА, на ней скачать бланк заявления и направить его на e-mail: [email protected]nospamins.ru. Почтовое отправление отсылается по адресу: 115093, г. Москва, ул. Люсиновская, д. 27, стр. 3.
  • Независимо от формы подачи заявления (онлайн или по почте), документ должен содержать ФИО, дату рождения, номер водительского удостоверения либо паспорта для договоров без ограничения количества водителей. При этом данные должны быть подтверждены копиями указанных документов. Без выполнения этого условия жалоба рассматриваться не будет.
  • После заполнения требуемых в заявлении данных необходимо изложить суть претензии и обосновать свою позицию. Если проверка подтвердит указанные вами сведения, КБМ будет восстановлен, а страховую компанию обяжут пересчитать сумму взноса.

Процесс восстановления коэффициента через РСА нельзя назвать оперативным, часто процедура растягивается на несколько месяцев. И не всегда результат бывает положительным.

4. Обращение в ЦБ РФ

Некоторые страхователи предпочитают сразу обращаться в Центральный Банк, считая этот способ самым надежным. Безусловно, так оно и есть, однако пропустив предыдущие два этапа велик риск получить от ЦБ предложение обратиться в страховую компанию. Поэтому использовать этот способ нужно только в качестве крайней меры, когда другие не принесли результата.

Читайте также:  Как понять и легко выучить сигналы регулировщика? правила для водителей и пешеходов в 2019 году

Для обращения в Центробанк нужно перейти в интернет-приемную на страницу подачи жалоб и выбрать пункт «Неверное применение КБМ (скидки за безаварийную езду) при заключении договора». Далее нужно перейти по ссылке и следовать указаниям системы.

В процессе заполнения формы заявления рекомендуется загрузить сканы документов, подтверждающих право на скидку (к примеру, прежний страховой полис или справку об отсутствии выплат по ущербу от другого страховщика).

После получения заявления, система отправит уведомление о приеме на указанный вами e-mail. Туда же будут приходить сообщения о ходе рассмотрения жалобы и результатах проверки. Как правило, через 30 дней после обращения в Центральный Банк проверка КБМ уже показывает правильный результат.

Видео-инструкция как вернуть КБМ по ОСАГО

Скидки на ОСАГО до 50% > РАССЧИТАТЬ СКИДКУ

Источник: https://unit-car.com/avtostrahovanie/247-koefitsient-bonus-malus.html

Как рассчитывается скидка на ОСАГО? Что такое КБМ?

Тарифы по ОСАГО утверждаются не страховыми компаниями, как в случае с КАСКО, а правительством РФ. Цена полиса ОСАГО равняется произведению базового тарифа на ряд поправочных коэффициентов. В данной статье мы не будем их все расписывать, т.к. это достаточно объемная информация. Если Вы хотите узнать стоимость ОСАГО – воспользуйтесь калькулятором ОСАГО на нашем сайте.

Объектом внимания данной статьи станет Коэффициент Бонус-Малус (КБМ). Задачей этого параметра является поощрение безаварийных водителей в виде скидок и наказание тех, по чьей вине случались ДТП, в виде повышения стоимости полиса ОСАГО.

Когда говорят про КБМ, Страховщики зачастую употребляют термин «Класс страхователя». Если Вы страхуетесь впервые, то Ваш класс равен 3, а сам КБМ — 1. Далее за каждый безаварийный год вождения Вы получаете по 5% скидки, т.е.

на второй год страхования Ваш КБМ становится равен 0.95, на третий – 0.9 и т.д. Максимальный порог – скидка 50% на ОСАГО (КБМ=0.5). Чтобы достичь такого результата, необходимо на протяжении десяти лет не становиться виновником ДТП.

Накопленную годами скидку можно запросто потерять, если в течение очередного страхового периода стать виновником ДТП. Если же Вы страхуетесь не так давно, и скидки у Вас нет, либо она незначительная, то неосторожная езда на дороге, помимо прочих неприятностей, обернется для Вас повышенной стоимостью полиса ОСАГО на следующий год страхования.

Надо отметить, что санкции будут применяться только в том случае, если пострадавший в результате ДТП обратится за выплатой в Вашу страховую компанию. В теории, он может махнуть рукой и восстановить авто за свой счет, к примеру, если ущерб его транспортному средству был нанесён незначительный.

При таком удачном для Вас сценарии повышении цены не будет.

КБМ не учитывается при страховании прицепов. Также он не играет роли при заключении договора ОСАГО на транзитное ТС и на транспортные средства, владельцы которых зарегистрированы в иностранном государстве.

Как узнать свой КБМ?

Чтобы узнать свой КБМ на очередной год страхования, нужно воспользоваться соответствующей таблицей.

Что такое КБМ в ОСАГО и как происходит его расчёт? 3 способа проверки коэффициента

Как было упомянуто ранее, на первый год страхования водителю присваивается 3 класс. В таблице он выделен желтым цветом. КБМ в таком случае равен 1, т.е. на стоимость ОСАГО он никак не влияет. Допустим, по вине этого водителя за первый год не произошло ни одного происшествия. Смотрим на столбец «0 страховых выплат», значение в ячейке равно 4. Т.е.

на следующий год водителю присваивается 4-й класс (КБМ=0.95). Это значит, что он вправе рассчитывать при продлении договора ОСАГО на скидку 5%. Если на второй год страхования этот водитель станет виновником одного ДТП, то ему будет присвоен класс 2 (КБМ=1.4). Т.е. цена полиса ОСАГО при очередном продлении вырастет сразу на 40%.

Еще один безаварийный год поможет ему вернуть 3-й класс и не переплачивать за страховку.

Как определить КБМ, если в ОСАГО вписано несколько водителей

Если список застрахованных водителей по ОСАГО состоит из нескольких человек, при расчете учитывается наибольший КБМ. К примеру, если у двух водителей накоплена скидка 40% (КБМ=0.6), а у третьего – 10% (КБМ=0.

9), то стоимость ОСАГО будет рассчитана с учетом скидки 10%. В случае, если кто-то из застрахованных водителей в течение года будет признан виновником ДТП, то вырастет лишь его КБМ.

Остальные вправе ожидать увеличения скидки на 5%.

Если договор ОСАГО оформляется на условии неограниченного круга лиц, допущенных к управлению, то учитывается КБМ владельца транспортного средства.

Как определяют КБМ водителей страховые компании

Еще в 2012-м году на рынке страхования царила неразбериха в вопросе определения КБМ. В то время не было единой базы данных с историей страхования водителей, к которой имели бы доступ страховые компании.

Водители, ставшие виновниками ДТП, понимали, что их страховая компания попросит в следующем году заплатить за полис ОСАГО значительно больше, и поэтому просто обращались за новым полисом в другую страховую, уверяя её представителей, что последний год вождения был безаварийным.

Этой дырой пользовались и страховые агенты, желающие сделать наиболее выгодное предложение для потенциального клиента. Доходило до того, что водители на первый год страхования получали сразу максимальную 50%-ю скидку.

Спустя почти десять лет с момента введения в 2003-м году обязательного страхования гражданской ответственности автовладельцев, 1 января 2013-го года заработала единая база данных Российского Союза Автостраховщиком.

С этого момента страховые компании обязаны предоставлять данные об истории страхования своих клиентов в РСА.

При этом доступ к базе, конечно же, есть у Страховщиков, которые сейчас способны проверить информацию по клиентам, а не верить им на слово.

Важно помнить

КБМ не привязан к автомобилю. Если Вы продаете старый автомобиль, и решили купить новый, то Ваша скидка сохранится. Рассчитывать на скидку по ОСАГО можно при условии, что новый полис вступает в силу не раньше окончания срока действия предыдущего, а также, если с момента его окончания не прошел один год. Т.е.

вы продали автомобиль в январе 2014-го года. Страховка на него еще действовала до июня 2014-го. Скидку на ОСАГО на новый автомобиль Вы сможете получить только в июне 2014-го.

Если полис оформляется до этого, к примеру, в марте, для расчета ОСАГО будет применен КБМ на начало действия предыдущего полиса, без дополнительной скидки.

Если Вы накопили скиду, а потом по какой-либо причине не страховались по ОСАГО, то Ваш КБМ будет храниться в базе данных не более одного года с момента окончания срока действия последнего договора ОСАГО с Вашим участием. Спустя год скидка аннулируется, и Вам будет присвоен начальный 3 класс (КБМ=1).

Источник: http://kasko-prosto.ru/KBM.php

Порядок применения коэффициента «бонус-малус»

Меню раздела

Уважаемые страхователи!

С 01 декабря 2015 года осуществляется новый, упрощенный алгоритм обращений граждан при их несогласии с примененным значением КБМ.

При получении соответствующего заявления страхователя страховая организация обязана проверить значение коэффициента КБМ в АИС РСА, и если полученное значение КБМ не совпадет с примененным страховщиком, страховщик применяет новое значение КБМ, которое будет учитываться как в текущем договоре, так и в заключенных позднее (при условии отсутствия заявленных впоследствии убытков).

  • В этой связи при несогласии с примененным страховщиком значением коэффициента КБМ рекомендуем обращаться непосредственно в страховую организацию, с которой Вы заключили или собираетесь заключить договор: Ваш запрос будет обработан в кратчайшие сроки при минимальных усилиях с Вашей стороны.
  • При заключении договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) страховая компания обязана использовать сведения АИС о предыдущих периодах страхования для подтверждения обоснованности применения коэффициента «бонус-малус» (КБМ) — коэффициент, влияющий на стоимость полиса (повышающий или понижающий в зависимости от аварийности в предыдущие периоды).
  • На сегодняшний день установлено 15 классов страхования водителей, предусматривающих применение соответствующих коэффициентов.*

* пункт 2 приложения 2 к Указанию Банка России от 19.09.2014 N 3384-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств»

Класс на начало годового срока страхования Коэффициент Класс по окончании годового срока страхования с учетом наличия страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования
0 страховых выплат 1 страховая выплата 2 страховые выплаты 3 страховые выплаты 4 и более страховых выплат
М 2,45 0 М М М М
0 2,3 1 М М М М
1 1,55 2 М М М М
2 1,4 3 1 М М М
3 1 4 1 М М М
4 0,95 5 2 1 М М
5 0,9 6 3 1 М М
6 0,85 7 4 2 М М
7 0,8 8 4 2 М М
8 0,75 9 5 2 М М
9 0,7 10 5 2 1 М
10 0,65 11 6 3 1 М
11 0,6 12 6 3 1 М
12 0,55 13 6 3 1 М
13 0,5 13 7 3 1 М

Ниже приведены ответы на наиболее часто поступающие в РСА вопросы о правильности применения страховыми компаниями КБМ при заключении договоров ОСАГО

Что такое КБМ?

КБМ (коэффициент «бонус-малус») – это коэффициент, влияющий на стоимость полиса ОСАГО (повышающий или понижающий в зависимости от аварийности в предыдущие периоды). При заключении договора ОСАГО страховая компания обязана использовать сведения, содержащиеся в АИС ОСАГО о предыдущих периодах страхования для подтверждения обоснованности применения КБМ.

Свернуть Как применяется КБМ по договору ОСАГО, предусматривающему ограничение количества лиц, допущенных к управлению?

Если управление транспортным средством осуществляется ограниченным количеством водителей, информация о каждом из которых указывается в договоре ОСАГО, КБМ определяется на основании информации в отношении каждого водителя.

Класс страхования присваивается каждому водителю, допущенному к управлению транспортным средством.

При этом общий КБМ (и как следствие, размер страховой премии) для заключения договора определяется по водителю с наихудшим классом страхования.

Обращаем внимание, что класс страхования определяется на основании суммирования количества страховых выплат, содержащихся в информации о предыдущих договорах обязательного страхования, закончившихся не более чем за 1 год до даты заключения договора обязательного страхования, а также класса, который был определен при заключении последнего закончившегося договора обязательного страхования. При отсутствии информации о предыдущей страховой истории указанных водителей присваивается класс 3 (КБМ=1). Свернуть Как определяется КБМ, если новый договор ОСАГО заключается на условиях неограниченного количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством при условии, что предыдущий договор ОСАГО был заключен на условиях, предусматривающих ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством?

Класс присваивается собственнику транспортного средства, которое указано в договоре обязательного страхования*. При отсутствии информации ранее заключенных и окончивших свое действие договорах в отношении собственника транспортного средства применительно к транспортному средству, указанному в договоре ОСАГО, собственнику данного транспортного средства присваивается класс 3 (КБМ-1).

* подпункт 4 пункта 2 приложения 2 к Указанию Банка России от 19.09.2014 N 3384-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Свернуть Как определяется КБМ, если новый договор ОСАГО заключается на условиях ограниченного количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством при условии, что предыдущий договор ОСАГО был заключен на условиях, не предусматривающих ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством?

Читайте также:  Ремонт компрессора автокондиционера: 5 основных неисправностей и способы их устранения

Если предыдущий договор ОСАГО не предусматривал ограничение количества водителей, а новый договор заключается с ограничением круга лиц, допущенных к управлению автомобилем, и при этом в предшествующий страховой период выплат по договору не было, страховщик обязан присвоить понижающий КБМ (при условии, что водитель в договоре ОСАГО, не предусматривающем ограничение количества лиц, допущенных к управлению, являлся собственником транспортного средства).

Свернуть Кто может вносить/исправлять информацию о классе страхования водителя в АИС ОСАГО?

Сведения и изменения в АИС ОСАГО загружаются только страховщиками.

РСА не наделен полномочиями вносить изменения в АИС ОСАГО. Внесение или изменение данных в АИС ОСАГО возможно только со стороны страховщика, с которым был заключен договор ОСАГО. С 1 сентября 2014 года страховщик обязан передать сведения о заключенном договоре ОСАГО в АИС ОСАГО не позднее чем в течение 1 (одного) рабочего дня с даты заключения этого договора.

Свернуть Как восстановить КБМ?

С 1 декабря 2015 года осуществляется упрощенный алгоритм обращений граждан при их несогласии с примененным значением КБМ.

При получении соответствующего заявления страхователя страховая организация обязана проверить значение коэффициента КБМ в АИС ОСАГО, и если полученное значение КБМ не совпадет с примененным страховщиком, страховщик применяет новое значение КБМ, которое будет учитываться как в текущем договоре, так и в заключенных позднее (при условии отсутствия заявленных впоследствии убытков).

В этой связи при несогласии с примененным страховщиком значением коэффициента КБМ рекомендуем обращаться непосредственно в страховую организацию, с которой Вы заключили договор: Ваш запрос будет обработан в кратчайшие сроки при минимальных усилиях с Вашей стороны.

Свернуть

Памятка для автовладельцев

ПОДРОБНЕЕ

Компенсационные выплаты

Подробнее

Видеоролик «Челюсти» в рамках социальной кампании «Дистанция»

Источник: https://www.autoins.ru/osago/svedeniya-dlya-strakhovateley-i-poterpevshikh/v-pomoshch-strakhovatelyu/poryadok-primeneniya-koeffitsienta-bonus-malus/

Что такое КБМ в ОСАГО: как его рассчитать, проверить и восстановить в 2019 году

Время чтения: 6 минут

За обязательный полис ОСАГО, без которого не допускается эксплуатация транспортного средства, автомобилисты платят по-разному – одним он обходится дорого, а другим – по минимальной ставке. О влиянии на стоимость страховки водительского стажа знают все. Однако более важную роль играет КБМ в ОСАГО, который формируется с учётом дисциплинированности водителя.

Как рассчитать стоимость страховки самостоятельно

Каждый водитель имеет возможность самостоятельно рассчитать стоимость своего полиса, чтобы проверить добросовестность сотрудников страховой компании или просто из любопытства. При этом необходимо учесть следующие моменты:

  • общий водительский стаж;
  • количество водителей, допущенных к управлению транспортного средства;
  • мощность двигателя автомобиля;
  • наличие страховых случаев (от них зависит, какая скидка будет у страхователя);
  • территория использования ТС;
  • наличие прицепа;
  • период страхования (минимум 3 месяца).

Каждый из перечисленных факторов оказывает влияние на окончательную стоимость страховки.

Для чего используется КБМ при оформлении ОСАГО

Для начала разберёмся, что такое КБМ в страховке ОСАГО. Под этой аббревиатурой скрывается термин «коэффициент бонус-малус», который в переводе с латинского языка означает «хороший-плохой».

Таким образом, КБМ является своего рода системой определения рейтинга водителей.

Кто не попадал в ДТП по своей вине, тот заслуживает скидку.

А если водитель вследствие несоблюдения ПДД причинил вред автомобилям третьих лиц, у него высокий риск новых аварий, за которыми последуют страховые выплаты.

Такие автомобилисты не только лишаются скидок, но и должны переплачивать за полис ОСАГО. Таким простым способом устанавливается справедливость в отношениях между страхователем, страховщиком и государством:

  • автомобилист получает мотивацию строго соблюдать ПДД;
  • государству не нужно повышать базовые ставки по ОСАГО;
  • страховщик получает вполне законный инструмент для повышения стоимости страховки, от чего зависит и сумма его выручки.

Срок действия КБМ

Коэффициент бонус-малус предусматривает оценку водителя путём присвоения определённого класса, а их всего 15 (М, 0 и далее до 13).

Новый класс присваивается при оформлении полиса ОСАГО с учётом текущей ситуации и действует до его даты истечения.

Если в этот период водитель не допустил по своей вине ни одного ДТП, ему присваивается следующий класс, вследствие чего он получает скидку 5%.

Изменение значения КБМ после ДТП

Если водитель в период действия страховки стал виновником ДТП, информация об этом попадает в базу РСА. Когда автотовладелец обратится за новым полисом ОСАГО, страховщику об этой аварии станет известно, даже при обращении в другую компанию. Это значит, что никак не удастся избежать повышения стоимости автогражданки.

Значение коэффициента бонус-малус зависит от количества аварий с выплатой страхового возмещения пострадавшим, а не от суммы компенсаций.

Случаи ДТП, в которых третьи лица или их имущество не пострадали, не влияет на стоимость следующей страховки ОСАГО.

Самостоятельный расчёт КБМ

Актуальная таблица коэффициентов бонус-малус в 2019 году размещена на официальном сайте РСА. Ее также можно найти на веб-ресурсах страховых компаний, работающих по ОСАГО.

Коэффициенты, влияющие на стоимость автогражданки, определяются специальным положением Банка Росии и обязательны к применению всеми страховыми компаниями.

В отличие от региональных коэффициентов, КБМ имеет одинаковые значения для всех субъектов Федерации.

Для того чтобы получить 13, максимальный класс КБМ, водителю необходимо без страховых случаев ездить 10 лет. В этом случае расчёт полиса будет производиться по коэффициенту 0,5, что означает скидку 50%. Водитель-новичок при первом оформлении ОСАГО получает класс 0 со ставкой 2,3.

Что из этого получается, разберём на наглядном примере начинающего автомобилиста из города Волжска в возрасте 21 года, собственника машины с двигателем мощностью 80 л. с. и базовой ставкой для транспортных средств категории B 3432 рубля.

В этом случае будут применяться следующие значения:

  • КТ (региональная составляющая) – 1;
  • КБМ – 2,3;
  • КО (количество водителей в одном полисе) – 1;
  • КВС (стаж по водительскому удостоверению до 3 лет при возрасте водителя до 22 лет) – 1,87;
  • КМ (мощность двигателя) – 1.

Стоимость полиса ОСАГО вычисляется по формуле: тариф = КТ*КБМ*КО*КВС*КМ.

В итоге мы получаем сумму 14761 рублей. Через три года КВС у этого автовладельца будет равен 1,77, а при отсутствии ДТП значение КБМ уменьшится до 1. Следовательно, за полис ОСАГО потребуется заплатить всего 6074 рубля. Неплохая мотивация для соблюдения ПДД.

Расчёт КБМ на нескольких водителей в одном полисе ОСАГО

А теперь разберемся, как начисляется КБМ по ОСАГО, если в полис вносятся данные нескольких водителей, допущенных к управлению одним и тем же автомобилем. В таком случае сотрудник страховой компании изучает историю каждого из них на наличие страховых случаев, пользуясь информацией в базе АИС РСА, а затем каждому присваивает новый класс.

В этой ситуации внимание акцентируется на водителе, имеющем больше всего аварийных случаев, следовательно, самый большой КБМ в страховании. Таким образом, расчёт стоимости ОСАГО производится с учётом класса обладателя наихудшего результата из всего списка лиц, допущенных к управлению автомобилем.

Наличие в полисе данных дисциплинированных водителей с большим стажем значения не имеет.

Расчёт КБМ при неограниченной страховке

Действующее законодательство РФ позволяет оформлять полисы ОСАГО на неограниченное количество водителей.

В этой ситуации страховщик должен определить класс собственника транспортного средства согласно данным из АИС РСА за прошлый период, а затем произвести окончательный расчёт, даже если он не имеет водительского удостоверения и не собирается садиться за руль. А если владелец автомобиля впервые обращается за полисом ОСАГО, ему автоматически присваивается третий класс со значением коэффициента 1.

Проверка актуального значения КБМ на сайте РСА

Логично возникает вопрос, как узнать свой КБМ онлайн до обращения в страховую компанию.

Действующее законодательство обязывает страховые компании сообщать о наличии или отсутствии случаев ДТП по каждому водителю, оформляющему ОСАГО, в единую информационную систему АИС РСА. Игнорировать данное требование они не могут.

Однако на сайте РСА в настоящее время не предусмотрена форма ввода данных водителя для определения КБМ – страховые случаи относятся к информации конфиденциального характера, поэтому не могут быть размещены в открытом доступе.

Доступ к данным, размещённым в базе АИС РСА, предоставляется только страховым компаниям, занимающимся оформлением полисов ОСАГО. При отзыве или приостановке лицензии они лишаются этой возможности. Для того чтобы посмотреть КБМ водителя в единой базе, необходимо обратиться в страховую компанию с паспортом.

Страховщик неправильно рассчитал КБМ

При первом обращении за полисом ОСАГО страховщик в системе АИС РСА открывает для автовладельца профиль, куда заносит его персональные данные, информацию из паспорта и водительского удостоверения.

При наличии каких-либо ошибок коэффициент бонус-малус может определиться неверно, в результате чего страховка будет рассчитана по более высокому тарифу, даже если водитель заслужил минимальный КБМ.

Такая ситуация может сложиться по следующим причинам:

  • сведения были некорректно введены сотрудником страховой компании;
  • собственник автомобиля или водитель своевременно не оповестили страховщика об изменении данных в своих документах – в паспорте и водительском удостоверении;
  • технический сбой в системе АИС РСА;
  • ранее водитель использовал поддельный полис ОСАГО (возможно, сам об этом не знал).

Для решения проблемы можно обратиться в любую компанию, занимающуюся автострахованием по ОСАГО, и написать заявление на перерасчёт коэффициента бонус-малус. Даже если вы впервые обращаетесь к страховщику, отказать вам не имеют права. К заявлению необходимо приложить копии:

  • паспорта;
  • водительского удостоверения;
  • предыдущих полисов ОСАГО (если меняли страховщика);
  • справку по страховому договору ОСАГО от предыдущих страховщиков (если прежние полисы не сохранились).

Если страховая компания отказывается выполнить ваше требование, лучший способ на неё повлиять – это жалоба в РСА или Банк России. Сегодня ее можно подать через официальные сайты этих ведомств.

Как составить заявление

Заявление необходимо писать на имя руководителя страховой компании с просьбой произвести перерасчёт страховой премии по вашему действующему полису ОСАГО в связи с некорректно определённым КБМ. Здесь же можно указать реквизиты своего банковского счёта для перечисления излишне уплаченной суммы.

Можно ли восстановить КБМ

При наличии ДТП, в совершении которых водитель признан виновным, а потерпевший получил возмещение ущерба по ОСАГО, коэффициент бонус-малус за один период может достичь максимального значения 2,45, соответствующего классу М.

Вернуть КБМ к прежнему уровню возможно, но на это понадобится гораздо больше времени. Для этого необходимо не допускать страховых случаев по своей вине.

Восстановление КБМ будет осуществляться постепенно, по мере оформления каждого нового полиса.

Заключение

Теперь вы уже знаете, как происходит расшифровка коэффициента бонус-малус по таблице, поэтому перед оформлением каждого нового полиса сможете самостоятельно установить свой класс. Это поможет быстро определить порядочность вашего страховщика или своевременно заметить случаи некорректного расчёта КБМ.

Проверить КБМ по базе РСА онлайн: видео

Источник: https://1avtoyurist.ru/straxovanie/osago/kbm-v-osago.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
- /#main -->